Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия.
Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
В МБОУ «Тимирязевская СОШ» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог и тьютор;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) №0119-0 от 20.09.2016 года учреждение доступно условно избирательно (О,С,Г,У). Категория обслуживаемых инвалидов – инвалиды по общему заболеванию;
- все учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотека, спортивные залы, столовая доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- имеется план мероприятий по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ;
- Для доступа в школу имеется кнопка вызова и мобильный пандус;
- имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (в холле расположен инфокиоск с доступностью для инвалидов и детей с ОВЗ);
- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
-по индивидуальному учебному плану.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВТЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
В наличии адаптированные образовательные программы.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Центральный вход оборудован кнопкой вызова и пандусом.
Конструктивные особенности здания МБОУ «Тимирязевская СОШ» не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют.
Отсутствует специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование).
Для доступа в здание имеется мобильный пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Разработаны паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) здания МБОУ «Тимирязевская СОШ».
Проведено обследование имеющихся условий для различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учреждение ВНД (временно недоступно) для инвалидов, передвигающихся на колясках, ДУ (доступно условно) для всех остальных категорий инвалидов и лиц с ОВЗ.
Разработан план мероприятий («Дорожная карта»)по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования (2016г.) |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Для организации питания обучающихся в школе имеется столовая. Питание осуществляется согласно постановления Правительства Калининградской области от 25 декабря 2013 года № 1002 «Об обеспечении питанием обучающихся за счет средств областного бюджета» (далее – Постановление), приказа Министерства образования Калининградской области от 22 декабря 2016 года№ 1394/1 «Об утверждении распределения субсидий муниципальным общеобразовательным организациям Калининградской области на обеспечение питанием обучающихся за счет средств областного бюджета на 2017 год».
Обучающимся, признанных инвалидами, и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляется бесплатное питание за счет средств областного бюджета как малообеспеченных, либо находящихся в трудной жизни на основании протокола отдела социальной защиты населения Славского района.
Для обучающихся МБОУ «Тимирязевская СОШ» предусматривается организация горячего питания, по цикличному меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на первом этаже. В обеденном зале столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Доступ лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен. |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
1) Здание МБОУ «Тимирязевская СОШ» оснащены противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
2) Оказание доврачебной первичной медицинской помощи в школе возможно через ФАП п.Тимирязево.
3) организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
4) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
5 пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни,
6) прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров;
7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Школе;
8) организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
10) профилактика несчастных случаев с обучающимися |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ « Тимирязевская СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»);
- функционирует официальный сайт школы.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе на 3 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Специальных технических средств обучения не имеется |
Кадровое обеспечение образования
(наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ 100% педагогов и воспитателей.
Имеется педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог, тьютор. |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате |
Нет |
|
|
ФГОС для детей с ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от места проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.
Сведения об учащихся с ОВЗ (ЗПР и УО) (2023-2024 учебный год)
Класс |
Всего |
ЗПР |
УО |
Другие программы |
1 |
6 |
5 |
0 |
1 |
2 |
7 |
6 |
1 |
0 |
3 |
5 |
3 |
1 |
1 |
4 |
6 |
4 |
2 |
0 |
Всего в начальной школе |
24 |
18 |
4 |
2 |
5 |
11 |
7 |
4 |
0 |
6 |
3 |
1 |
2 |
0 |
7 |
4 |
2 |
2 |
0 |
8 |
4 |
2 |
2 |
0 |
9 |
8 |
7 |
1 |
0 |
Всего в школе основной |
30 |
19 |
11 |
0 |
Всего в школе |
54 |
37 |
15 |
2 |
Сведения детях-инвалидах (2022-2023 учебный год)
Всего детей-инвалидов (общие заболевания) |
6 |
Детей-инвалидов с ОВЗ |
4 |
Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации |
2 |
Обучаются по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью |
1 |
Обучаются по программе с задержкой психического развития |
1 |
Обучаются по адаптированной программе 6.2 |
1 |
Обучаются по адаптированной программе 6.4 |
1 |